суббота, 3 апреля 2021 г.

Урок Образ. Древнерус. гос-ва

                        

                    Тема:      Образование Древнерусского государства

                                                                               

(учитель истории Васильчук А.А.)

                                       

     Цель урока: сформировать у учащихся понятие о возникновении государства у восточных

славян как результате распада первобытнообщинного строя и появления неравенства между

людьми; 

Задачи урока: расширение знаний об историческом развитии государства восточных славян – Древней Руси;

содействовать развитию исторического мышления, обогащению эмоциональной сферы,

формированию адекватной оценки исторической личности; создавать условия, способствующие

развитию умения вести диалог с использованием исторической терминологии; прививать

учащимся навыки работы с историческими источниками, картографическим материалом.

    Основные термины и понятия: союз племён, варяги, Древнерусское государство (Киевская

Русь), полюдье, погост, вече.

    Основные даты: 862г., 882г., 1113г.

    Персоналии: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

    Оборудование и раздаточный материал: карта атласа «Древняя Русь в IX-XI вв.» (с.24),

карта учебника(2002 г.) «Древняя Русь» (с.141), контурная карта «Образование Киевской Руси»

(с.15, задания №1, №4); учебная картина К.В. Лебедева «Полюдье», стихотворение А.С. Пушкина

«Песнь о Вещем Олеге»    (один экз. на двоих учащихся), «Повесть временных лет» из журнала;

мультимедийная презентация.

                                                        План урока

  1. Восточные славяне и их расселение в Восточной Европе.

  2. У истоков древнерусской государственности.

  3. Образование Древнерусского государства.        

  4. Первые Рюриковичи.


                                                     Ход урока

I. Вступительное слово.  ( Слайд 1 )

    Учитель цитирует отрывок из «Повести временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля,

кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть» .( Слайд 2 )

- Сегодня мы   начинаем  изучение темы  «Восточные славяне в Средневековье», материал 

изложен в параграфах 18-22 учебника. Вы уже знаете, что восточные славяне являются предками

современных народов. Каких? 

Задание на урок. ( Слайд 3 )

Некоторые историки считают, что варяги основали Древнерусское государство.

Могло ли это быть на самом деле?

Обоснуйте  свою точку зрения.

        II. Объяснение нового материала

  1. Изучение вопроса начинается с работы над картой атласа  с.20 «Западные. Южные и

  2. восточные славяне» и отрывком из документа «Повесть временных лет».

 Учитель дает справку, что это за документ, кто его автор (учебник, пар. 18, п.1, абзац 2, с.89).

( Слайд 4 )

                                  Из «Повести временных лет»

«… Те славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались Полянами, а другие Древлянами,

потому что жили в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назвались Дреговичи,

другие осели на Двине и назвались Полочане по речке Полота, впадающей в Двину…

    Словене же сели около озера Ильменя и назвались своим именем и сделали город и назвали его

Новгород. А другие поселились на Десне, и по Сейму, по Суле и назвались Северянами…

    Поляне же жили особо и владели родами своими… И было три брата, одному имя Кий, а другому

Щек, а третьему Хорив… И возвели (они) город во имя брата своего старейшего и дали ему имя

Киев», ( из журнала « Повесть временных лет») .


    Учитель зачитывает документ, а учащиеся называют племена славян, о которых идет речь,

находят места их расселения в атласе и на карте.  

-   Найдите  города Новгород и Киев.

    В тетрадях ученики фиксируют:

1) Записывают названия племен ;

2) Варяги- скандинавы, наемные воины на службе у восточнославянских   городов.

Стоит пояснить, как варяжские князья становились правителями в славянских землях. Они могли

разбирать ссоры между племенами, так как не принадлежали ни к одному из них. У варяжских

князей была военная сила, чтобы подчинить непокорных.

    Существует несколько точек зрения на происхождение названия Древнерусского государства.

По одной из них, государство восточных славян называется Русью потому, что варяги сыграли

большую роль в его создании. Варягов восточные славяне называли «русами».

              Учащиеся читают историческую справку учебника с описанием торгового пути «из варяг в греки»

(с.93), уточняют его по карте учебника (с.141), а затем на физической карте Европы

«прокладывают» данный путь. (Слайд 5)

 

  1. Ученики вместе с учителем « прокладывают» путь «из варяг в греки» в контурных картах.

  2. ( Слайд 6 )


 - Учитель в объеме учебника (пар.18, п.2, с.90-91) раскрывает данный вопрос.

   В IX в.(862 г.) у восточных славян сложились два государственных центра:

   ( Слайд 7 )

                 

  1. Учитель дает историческую справку о князе Олеге.

    Олег считается основателем восточнославянского государства с центром в г. Киеве. Умирая,

новгородский князь Рюрик передал ему власть и опеку над своим сыном-наследником –

малолетним Игорем. В 882 г. Олег с воинами на ладьях по рекам подплыл к Киеву. Киевлянам было

заявлено, что, мол, это новгородские купцы едут торговать в Византию и бояться нечего. Когда же

Киевские князья Аскольд и Дир вышли для встречи из-за крепостных стен, воины, спрятанные в

ладьях, выскочили и убили их.

    Как рассказывает летопись, Олег, став князем в Киеве, сказал: «Да будет Киев матерью городам

русским». И он много сделал для укрепления Киевского княжества и расширения его границ.

( Слайд 8 )

                

- Интересно летописное сообщение о смерти первого князя Киевской Руси, которое нашло

отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 

   Учащимся раздаются тексты стихотворения. Задание:

- Передайте содержание той части стихотворения, где повествуется о смерти князя Олега.

- Внимание учащихся фиксируется на дате – 882 г.

как дате образования Древнерусского государства (Киевской Руси).

- Работа учащихся с картой атласа «Древняя Русь IX – XI вв.»: определяют направление походов

Олега. ( Слайд 9, 10, 11 )

                   

    В заключении организуется работа с контурной картой «Образование Киевской Руси» .

Учащиеся выполняют задания 1,4.

                       

- Учитель подводит итоги всех выполненных заданий, выставляет отметки.


  1. Учитель кратко останавливается на княжении Игоря( 912-945).

Большую часть времени  князья проводили в  походах или собирали дань (полюдье) с

подвластных племен. ( Слайд 12 )

В 945 г. князь Игорь отправился к древлянам в Искоростень. Но по возвращении дружина

потребовала возвратиться за новой данью.

 «Полюдье». Разбирается значение понятия «полюдье» с демонстрацией и описанием картины

К.В. Лебедева.  ( Слайд 13 )

                 

                        Картина К.В. Лебедева «Полюдье»

    На картине изображен сбор дани князем – полюдье: объезд князем и его дружиной подвластных

территорий и племен Киевской Руси для сбора дани.

    На берегу широкой реки собрались местные общинники. Это центральный пункт сельской

общины, где происходит сбор дани. Общинники принесли медвежьи, куньи, лисьи, беличьи меха,

зерно, воск, мед, масло в кадушках, ведрах, горшках.

    Княжеский данщик с биркой в руках принимает и отсчитывает принесенную дань, а потом его

люди на лошади начнут перевозить ее к лодкам, причаленным к берегу.

    В глубине картины мы видим князя, вооруженных дружинников и привезших дань общинников.

Дружинники, вооруженные копьями, мечами, секирами и луками со стрелами, одетые в

кольчужную броню, наблюдают за ходом сдачи дани. Сзади стоят оседланные кони.

    Князь не только собирал дань, он в то же время разбирал жалобы и тяжбы общинников.

    К главной избе общины вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги

князя. Князь сменил дорожную одежду на богатый плащ и шапку с плоским верхом. Свой меч он

снял с богатого пояса и передал меченоше, который держит его вместе со щитом как знаки

княжеской власти. За спиной князя стоит старый и опытный в судебных делах дружинник,

который помогает вести разбор дел. Перед князем излагает свою жалобу истец. Рядом с ним

склонился ответчик и стоят свидетели, которых привел истец. Выслушав стороны и показания

свидетелей, князь по установившемуся обычаю произносит приговор.

    Когда закончится сбор дани и судебные дела, князь с дружиной переедут в другие общины.


     Беседа с учащимися. 

  1. Что такое полюдье?

  2. В какое время года князь выезжал в полюдье? Кто сопровождал князя во время сбора дани?

  3. Кто и почему платил князю дань?

  4. Какие продукты и ценности составляют дань?

  5. Кто принимал дань? Как вели учет сбора дани? Кто наблюдал за ходом сдачи дани?

  6. Как вооружена дружина князя?

  7. Чем занимался князь во время сдачи дани? Как происходил княжеский суд?

  8. Какие детали на картине указывают на то, что в X в. в Древней Руси уже было государство? ( Слайд 14 )

Древляне предложили Игорю дождаться утра, а ночью его и всю его дружину перебили. Ольга

узнала о смерти мужа от послов. Она собрала новую дружину и, взяв малолетнего сына -

Святослава, двинулась в землю древлян. Выбегавших из-за  пылающей крепостной стены жителей Искоростеня добивали дружинники.

( Слайд 15 )

Но Ольга была вынуждена, несмотря на свою победу, установить четкий порядок сбора дани -

один раз в год, в определенном месте (погост) в заранее оговоренном размере.

     Вывод учителя после ответов учащихся: ( Слайд 16 ) Киевская Русь в X в. имела все признаки государства: единая территория, верховная власть,

подчиненное население, система сбора налогов.

      Рассмотрим таблицу « Деятельность первых киевских князей» ( Слайд 17 )

Задачи государства

    Олег

(  882-912 )

      Игорь

 ( 912-945 )

    Ольга

 ( 945-957 )

  Святослав

 ( 957-972 )

Внешняя политика

Походы на  Конс-

тантинополь.Дого-

воры с Византией

Неудачные  по-

ходы на Конс-

тантинополь.


Поиск союза с 

Византией.Принятие христианства.

Разорение Волж

ской Булгарии.

Война за Дунай-

скую Болгарию

Внутренняя политика

  Полюдье

Восстание древ-

лян.Во время 

него погиб.


Подавление вос-

стания древлян.

Образование по-

гостов.

Полюдье.

Погосты.

Охрана границ

( оборона )

Отражение нашес-

твия венгров.

Отражение набе

гов печенегов.

Отражение набе-

гов печенегов.

Отражение набе

гов печенегов.

Погиб в печенеж

ской засаде.

    Особенно прославился своими далекими походами великий князь Святослав. Причем он никогда

не нападал на врагов

врасплох- идя на них войной, он обязательно предупреждал заранее: «Иду на вы».Он победил

Булгарию, уничтожил Хазарию. Он захватил несколько крепостей в Болгарии.

-  Ученики находят в атласах и показывают на карте движение дружины Святослава.)

     После ожесточенных сражений Святославу пришлось заключить договор с императором и

отступить. Его ослабленная дружина медленно возвращалась в Киев. На привале на них напали

крупные силы кочевников-печенегов. В неравном бою Святослав и его дружина погибла.

      Итог : Главное было сделано – Русь усиливалась.Соседние государства и народы с уважением

и опасностью смотрели на молодое и грозное государство.

      III. Закрепление изученного. ( Слайд 18 )

                  

     IV.  Домашнее задание: параграф18, вопросы на с.93.