суббота, 3 апреля 2021 г.

Методический вестник 2020

 ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи»



«Панорама педагогического опыта»

Методический вестник 

учителей историко-обществоведческих дисциплин



Клио – муза истории




2020 год

СОДЕРЖАНИЕ


Васильчук А.А.

Урок по истории Беларуси в 10 классе. Начало Великой Отечественной войны. 


Лазарчук С.Н.

Урок по всемирной истории в 9 классе. Политика перестройки и распад СССР


Криштопчик Т.К.

Урок по истории Беларуси в 9 классе.

Развитие образования, науки и культуры во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг.






Васильчук А.А. Урок по истории Беларуси в 10 классе


Тема: Начало Великой Отечественной войны


Цель урока:

- определить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, рассмотреть оборонительные бои  в начале войны на территории Беларуси  


Задачи урока:

- обучающая: рассказать о событиях начала ВОВ на территории Беларуси: причины, повод, расстановку сил накануне войны, планы сторон;

- развивающая: совершенствовать умения учащихся и навыки работы с историческими датами, фактами, исторической картой и атласом, совершенствовать умение анализировать исторические факты, события, деятельность исторических личностей и давать им оценку;

- воспитательная: формировать непримиримость к насилию, неприемлемость к насилию, воспитывать политическую культуру учащихся, их гражданско-патриотические чувства и качества.


Тип урока – комбинированный урок.


Оборудование: учебник «История Беларуси 10 кл.», презентация «Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои в Беларуси», атлас «История Беларуси 1917-1945 гг.», контурная карта «Беларусь 1939-1945 гг.», историческая карта, таблица для уч-ся «Оборонительные бои на Беларуси», отрывок видео «Первые дни войны»


Ход урока

Работа учителя

Работа ученика

1. Организационный момент (2 мин.)

1. Приветствие учеников

2. Проверка присутствия учащихся в классе. Заполнение журнала, внесение в него сведений об отсутствующих.

3. Подготовка оборудования к уроку.

4. Психологический настрой учеников. 

1. Приветствие учителя. 

2. Дежурный называет отсутствующих.

3.Проверка наличия нужных для работы материалов.

2. Проверка домашнего задания (8 мин.)

1. Ученик записывает на доске основные этапы воссоединения Западной Беларуси с БССР.


1 Ученики отвечают на вопросы учителя.

2. Ученик раскрывает вопрос  «Положение БССР после присоединения Зап. Беларуси»

3. Переход к новому материалу (3-4 мин.)

1.  Фронтальный опрос, чтобы подвести их к  новой теме.

1)   Когда и какими действиями началась Вторая мировая война?

(1 сентября 1939 года.  Нападением на Польшу.)

2) Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР      тайной для советского руководства?

3) Задание «Вспомните» с.122

1. Ученики отвечают на вопросы учителя

4. Сообщение нового материала. (15-20 минут)















































































































































































Физкультминутка.

1. Рассказ учителя. Работа с картой.

(Использование презентации)

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР. 

Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков и штурмовых орудий, 4980 боевых самолетов, 47 200 орудий и минометов.

Ей противостояли силы пяти советских западных приграничных округов и трех флотов, которые почти вдвое уступали противнику в живой силе, имели несколько меньшее количество артиллерии, превосходили врага в танках и самолетах, правда, большей частью устаревших образцов. 

Особенно подавляющим было превосходство немецко-фашистских войск на направлениях главных ударов. (Главные удары в районах г. Бреста и Гродно) К исходу первого дня войны их мощные танковые группировки на многих участках фронта вклинились в глубь советской территории на расстояние от 25 до 35, местами даже до 50 км.

Под ударами наступавшего агрессора воины Красной Армии попадали в окружение, терпели тяжелые поражения и неудачи. 

Характеризуя причины неудач советских вооруженных сил в первые месяцы войны, многие историки ссылаются на весьма серьезные ошибки, допущенные советским руководством в предвоенные годы. Прежде всего, следует отметить, что отрицательную роль сыграло ослабление командного состава, вызванного довоенными репрессиями. К числу серьезных ошибок советского руководства следует отнести и просчет в определении времени возможного нападения фашистской Германии на СССР.

Наступление немецко-фашистских войск нанесло огромный ущерб экономике страны. Огромный ущерб был нанесен производству военной продукции. С августа по ноябрь 1941 г. выбыло из строя более 30 предприятий, изготовляющих боеприпасы. Ситуация сложилась таким образом, что с началом войны страна временно потеряла ряд крупных районов, которые являлись наиболее развитыми в экономическом отношении. Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство вооруженными силами. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И.В. Сталина

Советские воины оказывали отчаянное сопротивление в оборонительных боях, проявляли стойкость и мужество. Насмерть, до последнего патрона, стояли на своих рубежах пограничники. 

Показ отрывка видео - 1 минута. (Первые дни войны)

За неделю боев бойцы пограничной заставы лейтенанта А. Кижеватова, находившиеся в районе Брестской крепости, уничтожили около батальона гитлеровцев. Штаб обороны крепости возглавили капитан И. Зубачёв и полковой комиссар Е. Фомин. Руководителем обороны стал майор П. Гаврилов. «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». В 1965 г. Брестская крепость получила звание «Крепость-герой».

- Самостоятельная работа учащихся

Заполнение таблицы «Оборонительные бои на Беларуси», работа с учебником с 125-126
Уже в первые часы войны развернулись воздушные бои в небе Беларуси. Около Радошковичей совершили героический подвиг командир эскадрильи капитан Н. Гастелло и члены его экипажа. С согласия экипажа командир направил пылающий самолет на группу немецких танков и автомашин. При обороне Гомеля совершил свой первый воздушный таран летчик Б. Ковзан - единственный в мире летчик, совершивший четыре воздушных тарана и оставшийся в живых.
В обороне Минска принимала участие 100-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. Руссиянова, бойцы которой впервые в годы войны использовали так называемую стеклянную артиллерию - бутылки с горючей смесью для борьбы с танками.
В июле 1941 г. в ходе Лепельского контрудара войск Красной Армии произошла одна из крупнейших танковых битв в начале войны. В ней принимало участие около 1600 танков с обеих сторон. Врага удалось откинуть на 40 км.
Весьма напряженный характер имели бои в районе Могилёва. При обороне города, которая продолжалась 23 дня, отличился стрелковый полк под командованием полковника С. Кутепова. Только за один день боев его бойцы уничтожили 39 фашистских танков.
14 июля 1941 г. под Оршей впервые была использована реактивная артиллерия («катюши») - батарея минометов под командованием капитана И. Флёрова.
Результаты оборонительных боев
Двухмесячные оборонительные бои советских войск в Беларуси не позволили противнику реализовать план молниеносной войны, дали возможность сконцентрировать резервы и подготовиться к защите на московском направлении. 

1.Ученики слушают учителя, важные даты, термины и события записывают в тетрадь.

































Работа уч-ся с атласами.






































































2. Ответы на вопросы.
















3.Заполнение таблицы

(Приложение 1), работа с учебником с 125-126 



















4. У карты уч-ся коротко объясняют и показывают места оборонит. боев и контрударов.     (Места отмечаются цветными магнитами)



5. Два уч-ся готовили опережающие задания. 

(Оборона Могилева, Удар реактивных установок «Катюша» под Оршей)



6. Работа с историческим документом с 127 « Из докладной записки Розенбергу от 10 июля 1941 г.»










5. Осмысление нового материала (4 минуты)

1. Обсуждение с учениками причин неудач Красной армии в начальный период ВОВ, значение оборонительных боёв на территории Беларуси для дальнейшего хода войны.

1 Ученики участвуют в обсуждении, пользуются своими записями. 

- Что такое эвакуация и народное ополчение ?

6. Закрепление изученного материала (5 минуты)

1. Выполнение заданий на контурной карте: Указать места оборонительных боев на Беларуси…

2. Решение теста в компьютерном варианте. (10 вопросов). Проверка выполненных заданий.

1. Заполнение контурных карт.

2. Тестовые задания.

Ученики отвечают на поставленные вопросы в тетрадях.

7. Овладение навыками и умениями (4 минут)

1. Учитель даёт задание: назвать  важнейшие даты и понятия, связанные с началом ВОВ.

2. Показать места основных сражений на карте.

1. Ученики выполняют задание. 

8. Выставление оценок

Проверка контурных карт и выполненных тестов.

1. Выставление оценок в журнал и дневники

9. Домашнее задание (1 мин.)

Учитель записывает домашнее задание на доске:

Параграф 22, ответы на вопросы с.126





Приложение


Оборонительные бои в Беларуси и их итоги.

Места боев

Когда проходили

Участники обороны

Итоги сражений

1.Брестская крепость

С 22. июня – около месяца

1941 г.

Майор Гаврилов, капитан Зубачев, полковой комиссар Фомин, лейтенант Кижеватов и сотни защитников крепости

Защитники погибли но не сдались, звание «Крепость-герой»

2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.





Оборонительные бои в Беларуси и их итоги.

Места боев

Когда проходили

Участники обороны

Итоги сражений

1.Брестская крепость

С 22. июня – около месяца 1941 г.

Майор Гаврилов, капитан Зубачев, полковой комиссар Фомин, лейтенант Кижеватов и сотни защитников крепости

Защитники погибли, но не сдались, звание «Крепость-герой»

2.Оборона Минска

25-28 июня 1941 г.

100-я дивизия И. Руссиянова

Уничтожено 100 танков и бронемашин, город захвачен. 

3. г. Сенно-Лепель

6 июля 1941 г.

20-я армия генерала Курочкина

Контрудар, крупное танковое сражение.

4.Форсиров. Днепра, наступление на Бобруйск

13 июля 1941 г.

63 корпус генерала Л. Петровского.

Освобождение Жлобина, Рогачева.

5.12-дневный рейд по тылам немцев

22 июля - 3 августа 1941 г.

Кавалерийская группа генерала О.Городовикова

Освобождены Глуск, Старые Дороги, Осиповичи, Кричев

6. Бои на рубеже Березины и Днепра.

Июль 1941 г.

Объединенные части

Сражения танковые Т-34.

7. Удар реактивных установок «катюш»

14 июля 1941 г.

Батарея капитана И. Флерова

Уничтожена железнодорожная станция

8. Оборона Могилева

Июль – август 1941 г. 

Дивизия генерала М. Романова

23 дня обороны, сотни танков и бронемашин

9. Оборона Гомеля

Август 1941

Войска Центр. фронта

80 тыс. немецких солдат, 200 танков и 100 самолетов.










Лазарчук С.Н. Урок по всемирной истории в 9 классе


Тема. Политика перестройки и распад СССР.


Цели:

- Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.

- Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.

 

Тип урока:  изучение новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии). Оборудование: учебник Всемирная история Новейшего времени, 1918 - начало XXI в. : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.С. Кошелев, М.А. Краснова, Н.В. Кошелева; под ред. В.С. Кошелева. - Минск: Изд. центр БГУ, 2019., видеоурок.

 

План:

  1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

  2. Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.

  3. Социально - экономические реформы. Стратегия ускорения.

  4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

 

Ход урока

 

Организационный момент.

Повторение основных моментов пройденных тем СССР во 2-й пол 1940-х – 1970-е гг. (работа у доски)

Изучение новой темы.

 

1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

 

На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.

 

Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.

 

Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.

К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).

В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.

Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,

Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.

 

Итак, причины перестройки:

  1. Резкое падение темпов экономического развития СССР.

  2. Кризис плановой экономики.

  3. Увеличение бюрократического аппарата управления.

  4. Социальное неравенство.

  5. Кризис межнациональных отношений.

  6. Потеря международного авторитета СССР.

Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.

 

Задачи перестройки:

  • В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.

  • В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.

  • В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.

  • В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.

Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.

 

2. Реформа политической системы. Направления осуществление перестройки

Ускорение социально-экономического развития

Реформа политической системы

Реформа в духовной сфере. Политика гласности.

 

Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).

 

Этапы перестройки:

  • Апрель 1985 - январь 1987 гг.

  • Начало 1987 – весна 1989 г.

  • Весна 1989 – август 1991 г.

 

Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.

На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности - Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).

 

Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:

- Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.

- Курс на создание социалистического правового государства.

- Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.

- Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.

- Начало становления многопартийной системы.

- Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.

- Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).

В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.

Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.

12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.

К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

 

Достижения политики гласности

Издержки гласности

Признание кризиса системы;

Стремление к полной информированности народа;

Ослабление цензуры;

Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович);

Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.;

Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.);

Заполнение белых пятен истории.

Полусвобода слова, т.е. разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству;

Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина);

Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР;

Расцвет желтой прессы.

 

3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.

 

СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.

 

1 этап реформ

1985 – 1987 гг.

Цель: сохранить существующую эконом. систему.

Итог: ускорение зашло в тупик.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС

Курс на ускорение соц.-экон. развития страны

Рычаги:

Научно-технический прогресс

Техническое перевооружение машиностроения

Активизация “человеческого фактора”

Итоги:

Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;

Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)

2 этап реформ

1987 – 1989 гг.

Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении

централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики)

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС

Утверждены основные направления перестройки управления экономикой

  • Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет

  • Снижение плановых показателей

Закон о предприятии (1987 г.)

Начало развития законы сферы частной инициативы

создание кооперативов деятельности”

Законы 1988 г.

  • “О кооперации”

  • “Об индивидуальной трудовой деятельности»

Итог:

  • легализация теневой экономики;

  • сокращение производства;

  • нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;

  • массовые забастовки

Варианты перехода к рыночной экономике

 

3 этап реформ

 

1989 – 1991 гг.

Цель: переход к рыночной экономике

Правительственная программа – Абалкин, Рыжков.

Поэтапное введение рыночных механизмов в течение 6 лет

Программа “500 дней” - Шаталин, Явлинский

Быстрый переход к рынку в течение 500 дней (т.е. 1,5 года)

 

Итог:

  • Обсуждение программ в Верховном Совете – осень 1990 г.

  • Синтезировали обе программы, издали декларацию о намерениях.

  • Она предусматривала переход к рынку в СССР к 1997 г.

  • Отказ Союзных республик принимать ее к исполнению.

 

Беседа по вопросам:

  1. Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?

  2. Какие элементы рыночной экономики были введены?

  3. Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?

  4. Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?


4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.


Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.

Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:

- отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;

- отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

- признание мира целостным и неделимым;

- приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.

Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.

Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.

  • Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

  • Урегулирование региональных конфликтов;

  • Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.

 

Направления внешней политики СССР

 

Нормализация отношений Восток-Запад

Разблокирование региональных конфликтов

Установление экон. и полит. контактов

- встречи руководителей США-СССР:

1985 г. – Женева

1986 г. – Рейкьявик

1987 г. – Вашингтон

1988 г. – Москва;

- договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;

- договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) -1991г.

- вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.);

- нормализация отношений с Китаем Израилем;

- отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;

- вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии.

- “Бархатные революции” в странах социализма, невмешательство СССР;

- роспуск СЭВ, ОВД (1991 г.).

 

Итоги

  • Окончание “холодной войны” (1988 г.)

  • Крах биполярной системы международных отношений

  • США – единственная сверхдержава

  • Эскалация международных военных конфликтов

 

Выводы:

  1. В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.

  2. На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.

  3. Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.

  4. Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.

  5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

 

Рефлексия: Дайте определение понятиям:

  • Перестройка

  • “Кадровая революция”

  • Стратегия ускорения

  • Политика гласности

  • Региональные конфликты

  • Бархатные революции


Д/з §36 пп.1,2. Творческие задания стр.191. Сообщения - биография М.С. Горбачева, Антиалкогольная компания.


Криштопчик Т.К. Урок по истории Беларуси в 9 классе.


Тема. Развитие образования, науки и культуры во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг.


Цель:

Охарактеризовать:

-  роль образования в становлении индустриального общества;

-  вклад уроженцев Беларуси в развитие науки;

-  исторические сюжеты в белорусской литературе и искусстве;


Задачи:

  • Образовательная:
    учащиеся должны определять влияние общественно-политической жизни страны на развитие культуры Беларуси во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг.

  • Развивающая:
    учащиеся должны уметь работать в группе, готовить сообщения на основе нескольких исторических источников, обобщать исторические факты, формировать на их основе выводы, составлять сравнительно-обобщающие таблицы.

  • Воспитательная:
    продолжить формирование политической культуры, мировоззренческих понятий об особенностях белорусской культуры во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование урока:

  • учебное пособие Панов, С.В. История Беларуси, 1917 г. начало ХХI в..: учебное пособие для 9 класса. - Мн., 2019.

  • презентация

  • иллюстративный материал


№ п.п.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1





2













3



















4















5


6












7


8

Организационно-мотивирующий этап.

Цель: создание условий для продуктивной деятельности.

Выясняю готовность учащихся к началу урока.

Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: создание условий для актуализации знаний по предыдущей теме

Учитель: Существует мнение, что середина 1940-х - первая половина 1980-х гг. были довольно противоречивым периодом в истории Беларуси.

Выскажите свою точку зрения: могли ли данные противоречия отразиться на развитии образования и науки, белорусской литературы и искусства.


Изучение нового материала.

Цель: создание условий для определения темы и целей урока, для усвоения знаний учащихся о достижениях белорусской культуры во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг.


На основании материалов учебного пособия, презентации, предложенного пакета иллюстративных материалов, предлагается изучение и анализ полученного материала, определить особенности развития данного направления белорусской культуры.

Выступление учащихся с сообщениями.

Изучают и анализируют полученные материалы.
Составляют и в соответствии с планом урока презентуют выступление, с последующими выводами.

Систематизация и обобщение знаний. 

Цель: систематизировать основные понятия, выявить сформированность умений применять знания на практике.

Предлагаются задания :

1. Работа с иллюстрированным материалом с. 122 – В.Волков «Студенты» 1947г.

- выскажите предположения, почему белорусский художник выбрал для своей картины такой сюжет.

2. Работа с иллюстрированным материалом с. 129 М.Савицкий «Узник 32815» 1976 г.

- охарактеризуйте чувства заключенного, отраженные в автопортрете на картине.


Физкультминутка


Рефлексия.

Цель: создание условий для самоанализа деятельности учащихся.

Учитель: 

  • Охарактеризовать:

-  роль образования в становлении индустриального общества

-  вклад уроженцев Беларуси в развитие науки

-  исторические сюжеты в белорусской литературе и искусстве


Подведение итогов урока. Оценивание.


Домашнее задание.













Учащиеся отвечают на вопросы.





Записывают тему и план урока в тетрадь.

Определение  целей урока.



По ходу урока, учащиеся класса заполняю таблицу











Учащиеся высказывают свое мнение.














Учащиеся выполняют  упражнения для глаз





Отвечают на вопросы. Свой ответ аргументируют






Доработать таблицу, задания к уроку обобщения на с. 133-135