ГУО «Средняя школа №3 г.Ивацевичи»
«Реализация современных дидактических подходов в образовательном процессе»
Методический вестник
учителей историко-обществоведческих дисциплин
Клио – муза истории
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
Васильчук А.А.
Урок обществоведения в 9 классе. Взаимодействие с окружающими людьми.
Лазарчук С.Н.
Урок истории Беларуси в 9 классе. Сельское хозяйство в 1-й половине XIX в.
Криштопчик Т.К.
Урок всемирной истории в 5 классе. Урок обобщения по разделу «Цивилизации Древнего Востока и Америки»
Касперович Ж.В.
Факультативное занятие «Мое Отечество» в 6 классе. Достойные люди Отечества
Васильчук А.А. Урок обществоведения в 9 классе
Тема. Взаимодействие с окружающими людьми.
Цель: к концу урока учащиеся должны определять основные способы воздействия людей друг на друга, понимать причины возникающих ролевых конфликтов и осознать влияние стереотипов на понимание других.
Задачи:
создать условия для работы над понятиями социальная рефлексия, социальная роль, способы взаимодействия и т.д.;
содействовать воспитанию сопереживания, сочувствия, наблюдательности, коммуникабельности;
способствовать формированию умения грамотно и логично излагать свои мысли.
Оборудование: телевизор, доска, портреты Эйнштейна, видео «Ералаш» («Конкуренция», «Пушкин.net»), раздаточный материал – тесты и таблица, карикатуры Х.Бидструпа.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вводное слово:
- сегодня у нас необычный урок, а потому я решил посвятить его гениальному ученому, великому философу А.Эйнштейну (показывается портрет). Что мы знаем об этом человеке? По каким признакам мы можем судить о том, что перед нами великий ученый?
Как вы думаете, что должно стать целью нашего урока?
Определить способы, благодаря которым люди воздействуют друг на друга, определить, что может мешать в этом
2. Актуализация знаний.
Вним. на экран: «Ералаш», «Пушкин.net»
Виды общения: прямое, ролевое, межличностное, личное;
Формы: императивное, диалог, монолог.
От чего зависит понимание собеседника?
Пол, возраст, национальные особенности, образ жизни, психологическое состояние, состояние здоровья и т.д.
3. Изучение нового материала.
3.1. Привычные схемы объяснения чужого поведения.
Все мы находимся в постоянном взаимодействии с окружающими людьми. При этом у нас есть привычные схемы объяснения чужого поведения.
Учебник: стр.122 «социальная рефлексия» - способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком. , стр. 124, - до конца пункта.
Какие три эффекта влияют на наше восприятие собеседника?
эффект «розовых очков»: предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке способствует положительным оценкам его качеств;
эффект новизны: новая информация о человеке, непохожая на прежнюю, оказывается более значимой для формирования мнения о нем
эффект проекции: в другом, как в зеркале, находим собственные свойства, черты, состояния.
Послушайте притчу: «Как узнать способности?»
Два взрослых сына было у купца. Воспитывал их отец строго, и выросли они послушными. Состарился отец, но не мог решить, кому из сыновей передать свое дело – торговлю тканями. Пошел купец к мудрецу и спросил его:
- Как узнать, какой из моих сыновей способен лучше делом управлять? Оба они послушные и трудятся старательно.
- Отпусти сыновей мир посмотреть, - посоветовал мудрец. – Пусть через год вернуться и расскажут, где побывали. Тогда узнаешь, кто из них больше к делу пригоден. Что есть внутри, обязательно проявится снаружи.
Так отец и сделал. Дал каждому из сыновей по сто монет и отправил их путешествовать.
Прошел год, вернулись оба сына довольные и радостные.
- хорошо я путешествовал, отец, - сказал старший сын. – Где я только не побывал. Во Франции такие вина пил, что в кровь огонь вливают, а голову не дурманят. В Италии – искусством наслаждался, в индии на слонов охотился, в Китае познал вкус чая.
- Я долго думал, куда мне поехать, отец, - начал свой рассказ младший сын. – Во Франции я мог научиться делать гобелены, а в Персии – узнать, как ткут ковры. В конце концов я отправился в Китай и привез оттуда бесценный подарок.
При этих словах младший сын передал отцу коробку, полную гусениц.
- Я узнал тайну изготовления китайского шелка. Это тутовый шелкопряд, из коконов которого делается самый прекрасный шелк в мире. Теперь мы сможем сами производить и продавать этот шелк, - объяснил младший сын.
- Прав был мудрец: «Что есть внутри, обязательно проявится снаружи». Младшему сыну я передам свое дело – торговлю тканями, - решил отец.
Определите ситуацию, в которой мы наблюдаем эффект «розовых очков», эффект новизны, эффект проекции.
Портрет А.Эйнштейна (с языком). Что вы можете сказать о человеке, в кабинете которого вы увидите этот портрет? Как в нашем представлении должен выглядеть ученый?
Такой портрет может быть в комнате человека, мыслящего нестандартно, не подверженного влиянию стереотипов.
Однако в жизни, воспринимая других, мы часто руководствуемся стереотипами (греч. «стерео» - твердый, «типос» - отпечаток) (дем. Записей на доске).
Перед вами карикатуры Х.Бидструпа. Они, так или иначе, связаны с устоявшимися стереотипами. Обсудите в группе, подумайте несколько минут и ответьте, о каком стереотипе идет речь и какое из высказываний Эйнштейна ломает данный стереотип.
1. Выиграна война, но не мир.
2. Мир невозможно удержать силой. Его можно лишь достичь пониманием.
3. Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но в Четвертой будут использоваться палки и камни.
4. Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
5. Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности.
6. Вопрос, который ставит меня в тупик: «Сумасшедший я или все остальные?».
7. Все знают, что это невозможно, но вот приходит невежда – он-то и делает открытие.
8. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость, хотя насчет Вселенной я не уверен.
Перед нами карикатура Х.Бидструпа____. Стереотип: «удел женщины - …», «достижения научно-технического прогресса изменят жизнь», «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», «гуманное отношение к животным», «в ходе войн люди отстаивают свои права» и т.д.
(дети выполняют работу в группах, а затем выступают)
3.2. На доске написаны способы взаимодействия: подражание, внушение, заражение, убеждение; у каждого в тетради таблица, в которой есть объяснение способа взаимодействия, но название не вписано. Вам необходимо посмотреть видеоролик, выбрать, какой способ взаимодействия вы видели, и вписать в первый столбец таблицы.
Внимание на экран: способы взаимодействия (видеоролик «Конкуренция»)
Характеристика способа взаимодействия. Пример:
- Воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения
- Воздействия одного человека на другого или на группу людей, ведущее к тому, что у них помимо их воли появляются какие-то чувства, намерения и т.д.
- Логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения
- Происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому.
Проверка заполнения таблиц и обсуждение.
3.3. Ролевое взаимодействие.
На доске:
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры
У них есть выходы, уходы
И каждый не одну играет роль.
В.Шекспир
О чем пойдет речь сейчас?
Социальная роль.
Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий, сложившимся взаимоотношениям и т.д.)
Сколько социальных ролей у каждого из вас? Какие-то даны от рождения. Какие?
Разговор о ролевых ожидания возможен без учебника – на прошлом уроке шла речь о ролевом общении, но с понятием «ролевой конфликт» необходимо ознакомить. Учебник. Стр. 126 – ролевой конфликт и ролевые ожидания.
В известных карикатурах определите конфликт и ожидание.
«веселое рождество» - ролевое ожидание
«дело рук человеческих» - ролевой конфликт
«гуманизм» - ролевые ожидания
«плата за мир» - ролевой конфликт
4. Закрепление.
Перед вами тесты.
I. Найдите правильный вариант ответа:
1. Способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения называется:
а) отзывчивостью; б) восприимчивостью; в) рефлексией; г) ролью.
2. Привычные нам взгляды можно назвать:
а) отзывчивостью; б) восприимчивостью; в) рефлексией; г) стереотипами.
3. Роль – это:
а) нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию;
б) способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения;
в) способ воздействия людей друг на друга;
г) проявление стереотипного поведения.
4. Ролевой конфликт связан:
а) с необходимостью отдать предпочтение какой-либо из ролей
б) со способностью человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения
г) с необходимостью учитывать ожидания в отношении нас наших партнеров по общению.
5. Понимание друг друга и установление взаимоотношений обеспечиваются:
1) наблюдательностью и пристальным вниманием;
2) доброжелательностью, предупредительностью и вежливостью.
а) правильно 1; б) правильно 2;
в) правильно 1 и 2; г) неправильно 1 и 2.
II. Заполните пропуски в предложениях:
1.Процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу, называется …………
III. Рассмотрите иллюстрацию на стр.117 учебного пособия. Какие социальные роли здесь отражены? Чем вы можете подтвердить свою точку зрения?______________________________
5. Рефлексия. Вам необходимо послать SMS о том, что происходило на уроке (учащиеся формулируют самое важное, записывают маркером на больших листах бумаги и вывешивают на доске)
Послушайте притчу и ответьте, в чем вред стереотипов.
Притча «Будь настроен положительно!»
Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…. Соревнования начались… Правда то, что никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:
- Это лишком сложно! Они никогда не заберутся на вершину! Нет шансов! Башня слишком высокая!
Маленькие лягушата начали падать. Один за другим… за исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали все выше и выше…
Толпа все равно кричала: «Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!» еще больше лягушат устали и упали… Только один поднимался все выше и выше… В конце концов упали все, за исключением того лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину!
Тогда все решили узнать, как ему это удалось? Оказалось, победитель был глухой!
Всего вам доброго, сделайте все, чтобы устоявшие стереотипы не помешали вам добиваться поставленной цели!
Тестовые задания. Выберите правильный вариант ответ.
Общение – это:
а) исторически развивающаяся совокупность ощущений между людьми;
б) особая форма взаимодействия и межличностных отношений между людьми;
в) общественные отношения, складывающиеся между людьми.
Межличностные отношения возможны:
а) как среди больших групп людей, так и среди малых;
б) только среди малых групп людей;
в) только среди больших групп людей.
Деловые отношения определяются:
а) требованиями начальника к подчинённому;
б) взаимодействием и отношениями между людьми;
в) официальными предписаниями, правилами инструкциями.
Личные отношения носят:
а) непринуждённый характер;
б) официальный характер;
в) неформальный характер.
Межличностные отношения строятся на:
а) чувстве личной симпатии;
б) взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей;
в) определённой позиции общества.
Для чувства симпатии нехарактерно:
а) понимание;
б) гармония отношений;
в) неприязнь.
Наиболее близкие межличностные отношения:
а) приятельство;
б) знакомство;
в) товарищество.
Проверочный тест:
1. Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах (да или нет)
2. Опосредованное общение проводится с помощью:
а) телефона; б) интернета; в) писем; г) беседы (а,б,в)
3. В императивном общении используются:
а) приказы; б) предписания; в) просьбы; г) угрозы; д) требования (а,б,г,д)
4. В классном коллективе используется:
а) межличностное; б) ролевое общение
5. Французскому писателю А.Сент-Экзюпери принадлежат слова:
а) наслаждаться общением – главный признак дружбы;
б) единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения (б)
в) общение с дурными людьми портит хорошие нравы
г) узкий круг чтения и общения- вот чем гордятся больше всего
6. Какое слово не относится к невербальным средствам общения:
Жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами, слова
Лазарчук С.Н. Урок истории Беларуси в 9 классе
Тема. Сельское хозяйство в 1-й половине XIX века.
Цель: охарактеризовать состояние сельского хозяйства и определить пути решения аграрного вопроса в Беларуси в 1-й половине XIX века.
Задачи:
- образовательная: определить причины и результаты реформ в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в.;
- развивающая: формировать у учащихся умения формулировать противоречия в историческом процессе и предполагать пути их решения;
- воспитательная: содействовать пониманию судеб крестьянства белорусских губерний во время проведения реформ в сельском хозяйстве в 1-й половине XIX века.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: История Беларуси: конец XVIII - начало XX вв.: учеб. пособие для 9 кл. / под ред. В. А. Сосно. – Мн., 2011; видеоурок Владислава Реута «ЦТ по истории Беларуси: Социально-экономическое развитие в 1-й пол. ХІХ века. Акценты». Карта «Экономическое развитие в 1-й пол. XIX в.»
План
I. Актуализация содержания материала по ранее изученной теме.
II. Изучение нового материала:
1. Нарастание крестьянских выступлений в первой половине XIX в. как фактор необходимости решения аграрного вопроса.
2. Суть и содержание П.Д. Киселева в государственной деревне
3. Проведение инвентарной реформы среди помещичьих крестьян.
III. Закрепление содержания нового материала
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация проводится с целью выявить противоречия в развитии сельского хозяйства Беларуси 1-й половине XIX в. через ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте свою оценку сельскому хозяйству как сектору экономики в реалиях XIX века.
2. О существовании феодальных пережитков в сельском хозяйстве Беларуси свидетельствовали:
ликвидация фольварочно-барщинной системы;
массовый перевод государственных крестьян на чинш;
увеличение дней барщины;
определение хозяйственной специализации.
3. Признаками формирования капиталистических отношений в сельском хозяйстве Беларуси были:
фольварочно-барщинная система;
отдача одного из крестьянских сыновей в рекруты;
отдача крестьян на строительные работы;
распространение посевов картофеля.
4. Удовлетворены ли были крестьяне своим положением? Ответ аргументируйте.
Формулировка учащимися исходного противоречия связана с определением неэффективности ведения сельского хозяйства государственными и крепостными крестьянами в помещичьей деревне, так как они не были заинтересованы в результатах собственного труда, ведь ими владели и распоряжались помещики.
II. Изучение нового материала.
Формулировка учебной проблемы на основе выявленного противоречия осуществляется при поиске учащимися ответов на следующие вопросы:
В чём заключается сущность аграрного вопроса?
Предложите пути решения аграрного вопроса в 1-й половине XIX века.
Какой бы путь решения аграрного вопроса выбрали вы, если бы жили в XIX в.?
(При обсуждении варианта решения аграрного вопроса учащимися был сделан вывод, что оптимальным вариантом решения могло бы стать проведение реформ в сельском хозяйстве.)
В Древнем Риме существовала поговорка: «Раб - говорящее орудие труда». Применима ли она в отношении к белорусским крестьянам в первой половине XIX в.? (Ответы.)
Представьте себя на месте помещичьих крестьян. Как бы вы отреагировали на усиление гнёта? (Ответы.)
- Используя ранее полученные знания, определите формы протеста крестьян.
- Используя материал учебного пособия на с. 43 «Из воззвания к сморгонским крестьянам», расскажите о путях решения аграрного вопроса. Какими путями царские власти могли уменьшить крестьянские выступления? (Учащиеся называют такие варианты, как уменьшение размеров повинностей крестьян и увеличение их земельных наделов.)
(Прим. Материал может сопровождаться фрагментом видеоурока).
Изучение вопросов о сути и содержании реформы П. Д. Киселёва в государственной деревне и проведении инвентарной реформы среди помещичьих крестьян организуется через заполнение учащимися сравнительной таблицы. Данная работа осуществляется вариативно: часть учащихся заполняет колонку таблицы «Реформа государственной деревни», а другая часть - колонку «Инвентарная реформа».
В зависимости от резерва учебного времени учащиеся могут озвучить мероприятия, проведённые во время реформ, а оставшуюся часть таблицы заполнить дома. После заполнения таблицы можно предложить порассуждать на тему о решении аграрного вопроса. Для этого внимание концентрируется на вопросе о собственности на землю и создании условий для успешного развития сельского хозяйства. Целесообразно поставить пер учащимися следующие вопросы: изменилось ли материальное положение крестьян после проведения реформы в государственной деревне? Решила ли реформа государственной деревни социальные проблемы «свободных обывателей»? В чьих интересах проведена инвентарная реформа? Почему помещики сопротивлялись проведению инвентарной реформы? (Ответы.)
III. Закрепление содержания нового материала.
Игра «Крестики-нолики»
Учитель зачитывает утверждения. Если оно верное, учащиеся в заранее расчерченной схеме ставят «X», если нет - «О». Суть проведения такой игры связана с выстраиванием линии знаков «X», которые при ответе на соответствующие вопросы свидетельствуют об усвоении школьниками сущности аграрного вопроса (в данном случае это знаки 2, 5, 8).
В результате проведения реформ крепостные крестьяне получили личную свободу от помещиков. (O)
Основная причина проведения реформ в сельском хозяйстве Беларуси в 1-й половине XIX в. заключалась в разложении фольварково-барщинной системы хозяйствования. (X)
Реформа государственной деревни осуществлялась в 1844-1857 гг. (O)
Государственные крестьяне в ходе проведения реформы переводились с чинша на панщину. (O)
В результате проведения реформы в государственной деревне увеличились земельные наделы крестьян, но земля не была передана в их собственность. (X)
Реформа в государственной деревне получила название «инвентарная». (O)
В помещичьей деревне создавались сельские общины с выборным руководством. (O)
Инвентарная реформа ограничила всевластие помещиков, но не ликвидировала крепостное право. (X)
Помещики поддержали проведение инвентарной реформы. (O)
Итоги:
IV. Рефлексия.
Учащиеся анализируют, насколько успешно у них сформировано умение выявлять противоречия в развитии сельского хозяйства Беларуси в 1-й половине XIX в. и на основе этого формулировать проблему и гипотезы по разрешению выявленной проблемы на примере решения аграрного вопроса в процессе проведения реформ П. Д. Киселёва.
Творческое задание
- Согласны ли вы с характеристикой деятельности П. Д. Киселёва, данной ему русским поэтом А. С. Пушкиным? Свой ответ аргументируйте.
На генерала Киселёва
Не положу своих надежд,
Он очень мил, о том ни слова,
Он враг коварства и невежд;
За шумным, медленным обедом
Я рад сидеть его соседом,
До ночи слушать рад его;
Но он придворный: обещанья
Ему не стоят ничего.
V. Домашнее задание. § 7-8. Уточните положения сравнительной таблицы, заполнение которой началось в классе, с точки зрения решения аграрного вопроса. Заполните логическую схему по алгоритму: причины - цели - средства осуществления (мероприятия) - итоги проведения реформ.
Индивидуально: сообщение о П. Д. Киселёве
Криштопчик Т.К. Урок всемирной истории в 5 классе
Обобщение по Разделу II «Цивилизации Древнего Востока и Америки»
Цели:
Учащиеся должны знать даты основных событий истории Древнего Востока и Америки в древности; основные процессы и явления, происходившие в данный период;
Задачи
Учащиеся должны уметь:
определять последовательность и длительность исторических событий;
соотносить событие с определённым историческим периодом;
раскрывать основное содержание исторических понятий, правильно использовать их в речи;
читать условные обозначения на исторической карте и определять на ней местонахождение изучаемых исторических объектов;
описывать исторические события.
Учебно–методическое обеспечение:
- История Древнего мира: учеб. пособие для 5-го кл. ч. 1 / под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: 2014.; рабочая тетрадь; задания для контроля знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и быстро включает в деловой ритм.
2. Целемотивационный этап
Читается содержание обобщения к разделу «Древний Восток и Америка» (с. 111-113 учебного пособия). Учащиеся высказываются о значении полученных ими знаний для нашего времени.
3. Обобщение и систематизация изученного.
Решение кроссворда на доске
1. Категории людей с определёнными правами и обязанностями, на которые разделил общество китайский император.
2. Люди, посвятившие себя служению божествам.
3. Небольшая гробница из камня.
4. Особый материал, из которого камнерезы Месопотамии изготавливали вазы, чаши, кубки
5. Название красно – лиловой краски в Финикии
6. Наместник царя в Персидской державе
7. Предохраненное бальзамированием от разложения тело умершего человека
8. Широкая плодородная долина в форме треугольника, которая образовалась при впадении Нила в Средиземное море
9. Материал для письма в Древнем Египте
Если все клеточки по горизонтали заполнены верно, то в выделенной колонке по вертикали можно прочитать имя египетской царицы.
Ответы: 1. Ранги, 2 Жрецы 3. Саркофаг 4. Алебастр 5. Пурпур 6. Сатрап 7. Мумия 8. Дельта 9. Папирус (Нефертити).
4. Закрепление знаний: тематический контроль на 20 минут.
1. Что изображено на иллюстрации?
_____________________________________________
2. Какой из перечисленных народов создавал скульптуры в виде огромных каменных голов?
а) евреи; б) ольмеки; в) вавилоняне; г) китайцы.
3. Дополните предложение:
а) Первыми городами в Древней Индии были ___________ и ____________
б) Группы, на которые делилось древнеиндийское общество, назывались ____________________.
в) «Своих» древние индийцы называли ________________________________.
г) «Чужих» они называли ___________________________________________.
д) Слуг на языке древних индийцев называли __________________________.
4. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
а) Кто из китайских мудрецов на ней изображён?
б) Когда жил этот человек?
в) Чему он учил своих соплеменников?
г) Каким, по мнению этого человека, должно было быть государство?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Физкультминутка
Докажите примерами, что жители древнего Востока внесли большой вклад в мировую культуру и их достижения хорошо известны даже в наши дни. (Какими достижениями народов Древнего Востока мы пользуемся в современной жизни?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Д/з принести 2 часть учебника
Касперович Ж.В. Факультативное занятие «Мое Отечество» в 6 классе.
Тема. Достойные люди Отечества
Цели урока:
продолжить работу по формированию чувства патриотизма, мужества, гордости за свой народ и свою страну, любви к людям;
воспитание умения вести дискуссию, слушать других, уметь высказывать свою точку зрения, аргументировано отстаивать свое мнение;
создать условия для развития коммуникативных умений и навыков учащихся, креативности их мышления, проявления творческих способностей школьников.
Патриотизм – краеугольный камень
в основании нашего общего дома, имя которому – Беларусь
А. Г. Лукашенко
Героями не рождаются, героями становятся!
Дерзайте Отчизну мужеством прославить!
М. В. Ломоносов
... герой — это человек, который в решительный момент делает то,
что нужно делать в интересах человеческого общества
Ю. Фучик
Самое трудное — мужество повседневного труда.
Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему
В. А. Сухомлинский
I. Вступление.
Стихотворение «Святая земля» Н.Шумакова
Тихо.
Уже светает.
Тропкой иду в поля.
Здравствуй, моя святая,
Прадедова земля.
Сколько здесь жизней прожито,
Сколько тут соли от слёз!..
Сколько здесь крови пролито,
Сколько упало звёзд!..
Птица над полем взлетает,
Солнце со мной деля.
И крылья вновь обретают
И мысли мои и дела…
II. Основная часть
1. Учитель.
Много песен, стихов, посвящается родной Беларуси, её красотам, её героическому прошлому и настоящему. Сегодня мы поговорим о славных сыновьях нашей республики, о людях, которыми по праву гордится страна.
В истории каждого народа, каждого государства есть те, кого называют героями. Вспомните уроки истории, литературы и назовите белорусов, которых, по-вашему, можно назвать славными сыновьями и дочерями Беларуси. Мне хотелось бы, что бы вы прокомментировали свой выбор.
- Учащиеся предлагают своих героев.
2. Учитель.
Я рада, что вы знаете тех, кто прославил Беларусь. Это и Ефросинья Полоцкая, и Всеслав Чародей, и Микола Гусовский, и Франциск Скорына, и Франциск Богушевич, и Кастусь Калиновский, и Якуб Колас и Янка Купала. Всех не перечислишь. Но мы сегодня поговорим не о исторических героях, а о наших современниках, о тех, кто прославил суверенную Беларусь – о людях, удостоенных почётного звания Герой Беларуси.
- Как вы думаете, кого можно назвать героем? (ответы учащихся).
3. Учитель. Чтобы ответить на этот непростой вопрос, следует разъяснить, кто же такой герой вообще и каковы характеристики нашего времени.
Герой. Это слово произошло от древнегреческого и в своём первоначальном употреблении обозначает «богатырь», «витязь», «полубог».
Впервые понятие герой встречается в мифах Древней Греции, где герой-это сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Герой Древних Греков призван выполнять волю богов на земле, среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы.
В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие героя разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный»
Словарь русского языка С. И. Ожегова даёт следующее толкования слова «герой»:
Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания
- Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
В нашей Республике Беларусь высшую степень отличия «Герой Республики» носят пока только 11 человек.
- Как вы думаете, кто может стать Героем Беларуси?
4. Сообщение ученицы: «Высшая степень отличия «Герой Беларуси» (официальный материал)
Герой Беларуси
Герой Беларуси — высшая степень отличия в Белоруссии. Учреждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь N 3726-XII от 13 апреля 1995 г. Присваивается указом Президента за исключительные заслуги перед государством и обществом.
Звание «Герой Беларуси» присваивается только один раз. Лицам, удостоенным звания «Герой Беларуси», вручается знак особого отличия — медаль Героя Беларуси.
Медаль Героя Беларуси представляет собой пятиконечную звезду с гладкими многогранными лучами на лицевой стороне, вписанную в круг диаметром 33 мм. Обратная сторона медали имеет гладкую поверхность, в центре находится номер медали.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с колодкой прямоугольной формы. Вдоль основы колодки идут прорези, внутренняя ее часть обтянута муаровой лентой красного цвета с продольной зеленой полоской с правого края.
Впервые звание Героя Беларуси было присвоено 21 ноября 1996 года указом Президента Республики Беларусь подполковнику авиации Карвату Владимиру Николаевичу (посмертно) «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга».
5. Сообщения учащихся о Героях Беларуси:
1) Карват Владимир Николаевич
2) Карчмит Михаил Александрович
3) Высоцкий Михаил Степанович
4) Савицкий Михаил Степанович
5) Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси
6) Мариев Павел Лукьянович
7) Кремко Виталий Ильич
8) Прокопович Петр Петрович
9) Дубко Александр Иосифович
10) Ревяко Василий Афанасьевич
11) Домрачева Дарья Владимировна
Карват Владимир Николаевич (1958-1996). Подполковник авиации. С августа 1994 года в Вооруженных Силах Беларуси, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки авиабазы в г. Барановичи. 23 мая 1996 года во время тренировочного полета самолет, управлял Карват, загорелся. Машина стала терять управление и падать. Руководитель полетов дал команду на катапультирование, но подполковник Карват принял мужественное решение: не допустить падения машины в населенном районе. Ценой своей жизни он увел к ближайшему лесному массиву падавший на деревни Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района самолет и тем самым спас жителей этих населенных пунктов. Указом № 484 от 21.11.1996 В.Н.Карвату (посмертно) присвоено звание «Герой Беларуси» за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.
Мариев Павел Лукьянович (род. 1938). Белорусский ученый и организатор производства в области карьерного автомобилестроения. Доктор технических наук, академик Белорусской инженерно-технологической академии. Заслуженный работник промышленности Беларуси. С 1959 года на Белорусском автомобильном заводе: с 1980 - главный инженер, с 1992 - директор. С 1995 года генеральный директор РУПП "Белорусский автомобильный завод". Ныне директор научно-технического центра карьерной техники и технологий ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси». Указом № 360 от 29.06.2001 П.Л.Мариеву присвоено звание «Герой Беларуси» за самоотверженный труд и исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения.
Дубко Александр Иосифович (1938-2001). Хозяйственный и государственный деятель Беларуси. Герой Социалистического Труда. Работал агрономом-семеноводом, директором учхоза "Станиславово" Гродненского сельскохозяйственного института, начальником управления сельского хозяйства Берестовицкого райисполкома, директором треста молочно-овощных совхозов Гродненской области, председателем колхоза, совета сельскохозяйственного коллективного предприятия "Прогресс" Гродненского района, председателем Гродненского облисполкома. Указом № 361 от 30.06.2001 А.И.Дубко (посмертно) присвоено звание «Герой Беларуси» за исключительные заслуги перед государством и обществом.
Карчмит Михаил Александрович (1949-2004). Белорусский хозяйственный деятель. Заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси. С 1988 года председатель правления агрокомбината "Снов" Несвижского района Минской области. В 1997-2004 годах член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Разработал и внедрил новые перспективные сорта озимой пшеницы. Указом № 362 от 30.06.2001 М.А.Карчмиту присвоено звание «Герой Беларуси» за самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии сельскохозяйственного производства.
Кремко Виталий Ильич (1941-2009). Белорусский хозяйственный деятель. Заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси. С сентября 1984 года - председатель колхоза «Октябрь» Гродненского района. Под руководством В.И. Кремко СПК «Октябрь-Гродно» стал гордостью агропромышленного комплекса Беларуси, одним из флагманов развития аграрной отрасли. Указом № 362 от 30.06.2001 В.И.Кремко присвоено звание «Герой Беларуси» за самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии сельскохозяйственного производства.
Высоцкий Михаил Степанович (1928-2013). Белорусский ученый и конструктор в области машиностроения, общественный деятель, член-корреспондент, академик НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Беларуси, заслуженный работник промышленности СССР. Трудовой стаж Михаила Высоцкого в отрасли составил более 65 лет. Он создал шесть поколений магистральных автопоездов. Автор более 450 научных работ, в том числе 19 монографий, 134 изобретений и 17 патентов. Указом № 135 от 01.03.2006 М.С.Высоцкий удостоен звания «Герой Беларуси» за значительные заслуги перед государством и обществом, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований,подготовку научных кадров
.
Прокопович Петр Петрович (род. 1942). Государственный деятель Беларуси. 24 года проработал в строительной отрасли Брестской области, за этот период при его непосредственном участии возведены почти все наиболее важные для народного хозяйства республики сельскохозяйственные объекты. В 1998-2011 годах был председателем правления Национального банка Республики Беларусь. По инициативе Петра Прокоповича принят ряд государственных решений по развитию жилищного строительства, льготного кредитования. Указом № 135 от 01.03.2006 П.П.Прокопович удостоен звания «Герой Беларуси» за значительный вклад в обеспечение устойчивых темпов экономического роста в Беларуси и повышение на этой основе уровня жизни населения республики.
Ревяко Василий Афанасьевич (род. 1942). Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь. Кандидат сельскохозяйственных наук. Василий Ревяко работает в сельском хозяйстве более 35 лет. С 1995 года председатель сельскохозяйственного производственного кооператива "Прогресс-Вертелишки" Гродненского района. СПК «Прогресс-Вертелишки» - одно из лучших сельскохозяйственных предприятий республики, школа передового опыта хозяйствования. Указом № 135 от 01.03.2006 удостоен звания «Герой Беларуси» за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии страны.
Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010). Белорусский художник, педагог, народный художник Беларуси, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, академик НАН Беларуси, заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государственных премий СССР и БССР. С именем Михаила Савицкого связано развитие современной белорусской живописи. За годы творческой деятельности он создал известную не только в Беларуси, но и в мире коллекцию высокоидейных, патриотических произведений, которые являются гордостью белорусской культуры. Произведения Михаила Савицкого демонстрируются в самых престижных музеях России, Европы, США, Японии. Указом № 135 от 01.03.2006 звание "Герой Беларуси" присвоено М.А. Савицкому за исключительные заслуги в социально-экономическом
развитии нашей страны
.
Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) (род. 1935). Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси с 1989 по 2013 год. Деятельность Владыки Филарета получила широкую известность как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. При нем в Беларуси были возрождены все исторически существовавшие епархии, возобновили деятельность многие мужские и женские монастыри, братства и сестричества. Митрополит Филарет - основатель первой в нашей республике православной духовной академии. По благословению Патриаршего Экзарха была воссоздана святыня Беларуси - Крест преподобной Евфросинии Полоцкой и начал функционировать уникальный социальный проект Белорусской православной церкви - Дом милосердия. Он многое сделал для построения конструктивных и плодотворных отношений между церковью и государством. Указом № 137 от 01.03.2006 Митрополиту Филарету присвоено звание "Герой Беларуси" за исключительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога.
Домрачева Дарья Владимировна (род. 1986). Спортсмен-инструктор национальной команды Республики Беларусь по биатлону, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь ”Белорусский спортивный Олимп“. В 2009 году окончила Белорусский государственный экономический университет. Бронзовый призер XXI зимних Олимпийских игр 2010 года в г.Ванкувере (Канада). В 2012 году за отличные спортивные достижения и победу на чемпионате мира по биатлону награждена орденом Отечества ІІІ степени. Указом № 66 от 17.02.2014 Д.В.Домрачевой присвоено звание ”Герой Беларуси“ за высокое профессиональное мастерство и завоевание трех золотых медалей на ХХІІ зимних Олимпийских играх 2014 года в г.Сочи (Российская Федерация).
6. Предлагаю вам посмотреть фильм «Герои Беларуси», созданный журналистами телеканала СТВ (просмотр фрагментов фильма)
III. Заключительный этап урока
Чешский писатель Юлиус Фучик, слова которого мы взяли в качестве эпиграфа, говорил, что « ... герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».
- Согласны ли вы с мнением Ю. Фучика?
Дорогие ребята, я надеюсь, что после нашего урока вы поняли, что героем может быть не только тот, кто совершает подвиги и спасает жизни людей, но человек, самоотверженно, честно, бескорыстно выполняющий свою работу. Писатель Габриель Лауб, сказал что «герои нужны в минуту опасности…». Таким образом, герой - это спаситель всякого кризисного времени. Иначе говоря, - человек, способный в тяжёлой ситуации найти верное решение и направить свою божественную силу на реализацию этого решения во благо человечеству(!). Поэтому каждый из вас, сидящих в этом классе, может получить высокое звание Герой Беларуси. Дерзайте, творите, созидайте во имя своей страны, своего народа, во славу нашей любимой Беларуси!