Тема урока: Восстание 1794 г. в Беларуси
план – конспект урока по истории Беларуси в 8 классе
Тип урока: изучения нового материала
Образовательная цель: к концу урока учащиеся будут знать
:– основные термины и понятия: «Акт восстания», Поланецкий универсал, косинеры, «виленские якобинцы», Наивысшая литовская рада, «пражская резня»;
– причины, ход, итоги и последствия восстания 1794 г. на территории Беларуси.
Личностно – развивающие задачи:
- способствовать средствами учебного предмета формированию у учащихся умений характеризовать исторические события и деятельность исторических личностей, раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями, обобщать исторические факты, формулировать на их основе выводы, определять местонахождение объектов на исторической карте;
- на примерах героической борьбы повстанцев под руководством Т.Костюшко воспитывать у учащихся патриотические чувства и бережное отношение к государственной независимости.
Оснащение: атласы, карта «Славянские народы в XVIII в.», учебник.
Используемая технология: информационно - коммуникационная
Ход урока
I. Организационно - мотивационный этап
Актуализация знаний учащихся
• Почему в конце XVIII в. возникла необходимость в реформировании политического строя Речи Посполитой? (Речь Посполитая находилась в состоянии глубокого политического кризиса, который привел к разделам этой страны зарубежными государствами.)
• Какие меры были приняты с целью преодоления политического кризиса? (1) Проведены реформы, которые одобрил Четырехлетний сейм, который вошел в историю как «Великий сейм»: увеличил количество войска до 100 тыс. человек, объявил независимость и суверенитет Речи Посполитой, ограничил «шляхетские вольности», расширил права мещанства. Горожане получили право приобретать в собственность имения.
2) Конституция, принятая «Великим сеймом» 3 мая 1791 г., ликвидировала разделение Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, предусматривала единое правительство, общее войско и финансы, создание судов, независимых от администрации.)
• Способствовали ли эти меры реализации данной цели? (Да)
• Почему эти реформы не закрепились и не нашли своего дальнейшего продолжения? (Протест выразили консервативно – настроенные круги шляхты и магнатов, которые при поддержке Екатерины II создали 14 мая 1792 г. Тарговицкую конфедерацию.)
• Дайте оценку поведению лидеров Тарговицкой конфедерации. К каким последствиям это привело? (Поведение лидеров Тарговицкой конфедерации можно считать антипатриотическим, предательским, так как оно способствовало дальнейшему подрыву суверенитета Речи Посполитой, упразднению Конституции 3 мая, восстановлению «шляхетских вольностей». Это привело ко второму разделу Речи Посполитой, который поставил ее на край гибели.)
Целеполагание учебной деятельности
– Подумайте, был ли у патриотических кругов Речи Посполитой последний шанс, чтобы сохранить государство. (Восстание 1794 г. во главе с Т. Костюшко)
Тема урока представлена на слайде. Запишите в тетрадь тему: «Восстание1794 г. в Беларуси».
Исходя из темы урока, какую цель вы для себя определите? (называют: узнать причины, цель, ход, руководителей, итоги восстания).
Предлагаю новый материала изучить по плану
1. Тадеуш Костюшко
2. Ход восстания
3. Третий раздел Речи Посполитой.
- Восстание 1794 г. закончилось поражением. Почему же восстание, которое готовилось на протяжении 1793 – начала 1794г., потерпело поражение? На этот вопрос мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке в ходе изучения нового материала.
ІІІ. Операционно – познавательный этап
Тадеуш Костюшко
- Почему именно этот человек стал руководителем восстания? … готовил (а) дополнительное задание - сообщение о Т. Костюшко.
Из сообщения о Т. Костюшко запишите в рабочую тетрадь качества, характеризующие его как личность.
Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко (1746 -1817) родился в фольварке Меречёвщина около местечка Коссово Слонимского повета. Он принадлежал к старинному православному белорусскому роду Костюшко, который к концу XVIII в. обеднел и окатоличился. Первоначальное образование получил в школе монашеского ордена пиаров в местечке Любешево Пинского повета, затем продолжал его в Варшавском кадетском корпусе. После его окончания на протяжении трех лет учился в Париже.
Пять лет Костюшко провел в Германии, Италии, Франции, где изучал основы гражданского и военного строительства, архитектуру и живопись. В Западной Европе он не только получил образование, но и впитал в себя дух эпохи Просвещения, став горячим приверженцем идей переустройства общества на разумных началах. Свобода совести, равноправие сословий, демократическое устройство государства стали идеалами Костюшко, верность которым он сохранил до конца своих дней.
В 1776 г. Т. Костюшко выехал в Америку, где принял активное участие в Войне за независимость США. Он воевал на стороне республиканцев против английского господства. На должности главного военного инженера армии Севера Костюшко участвовал в строительстве фортификаций под Саратогой. В дальнейшем он руководил строительством величайшей цитадели США в Вест-Пойнте. Он дослужился до звания бригадного генерала, сблизился с Джорджем Вашингтоном, подружился с Томосом Джефферсоном. Он был удостоен высшей награды — ордена Цинцинната, получил пожизненную пенсию и земельный надел.
По возвращении на родину Т. Костюшко присоединился к патриотическому движению.
Т. Костюшко является национальным героем Польши и США. После подавления восстания 1794 г. заключен в Петропавловскую крепость в Петербурге. В конце 1796 г. Костюшко освободил российский император Павел I. С того времени жил за границей, умер в Швейцарии в 1817 г. Его останки были перевезены в Краков и помещены в королевском замке Вавель.
Ему поставлены памятники в Кракове, Вашингтоне, Чикаго, Кливленде, Милуоки. Его именем названа 1-я дивизия Войска Польского, город в штате Миссисипи, горный пик в Австралии. Сражаясь за счастье и независимость многих народов, он считал себя прежде всего литвином. В письме к генералу Неселовскому Тадеуш Костюшко доводил: «Кем же я являюсь? Разве я не литвин, ваш земляк?».
- Сейчас предлагаю познакомиться с выдержкой из документ. Это распоряжение Т. Костюшки об использовании личного имущества, каким он владел в США:
«Я, Тадеуш Костюшко… поручаю моему другу Томасу Джефферсону целиком использовать это имущество для выкупа негров… на дарование им свободы от моего имени, на обучение их ремеслам или другим наукам, на воспитание у них нравственных качеств, которые помогут им стать хорошими соседями, хорошими родителями, мужьями, женами, на воспитание у них добросовестного отношения к общественным обязанностям и, в первую очередь, к защите своей свободы, своей страны и надлежащего общественного порядка».
- Дайте оценку общественным взглядам и человеческим качествам Т.Костюшко. (Страстный и убежденный носитель идей политической свободы, горячий сторонник идей переустройства общества на разумных началах. Свобода совести, равноправие сословий, демократическое устройство государства стали его идеалами.)
Переходим к изучению восстания по уже известному вам алгоритму: причины, цель, ход, руководители, итоги, причины поражения).
- Для изучения хода восстания предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника и составить текстовую таблицу.
Задание 1.:
• Прочитать первых два абзаца пункта 1 параграфа 25 и определить причины и цель восстания, заполнив в таблице соответствующие графы.
Проверка выполнения по слайду (учащиеся зачитывают свои записи в таблице и сверяют со слайдом).
Задание 2.
• Ознакомьтесь с п.2 (Ход восстания) и составьте хронологию основных событий восстания 1794 года в Речи Посполитой. Авторами учебника недостаточно четко прослеживается хронологическая последовательность хода восстания, поэтому над выполнением данного задания предлагаю поработать в парах. Найдите в атласах места основных сражений.
Проверка выполнения (учащиеся зачитывают сведения из табл. и сверяют со слайдом, дают объяснение понятиям):
«Акт восстания» - документ, который провозгласил лозунги восстановления в полном объеме суверенитета Польши, возвращения территорий, отторгнутых в 1773, 1792, продолжения реформ начатых Четырехлетним сеймом 1788-1792.
Поланецкий универсал - законодательный акт, подписанный Т. Костюшко в мае 1794 г. в лагере около местечка Поланец. Предоставлял крестьянам личную свободу без наделения их землей, отменял барщину для крестьян, присоединившихся к восстанию, запрещал отбирать у крестьян землю, которую они обрабатывали.
Косинеры- крестьяне, участники восстания, вооруженные косами, посаженными вертикально.
«Виленские якобинцы»- группа организаторов и участников шляхетского блока во время восстания 1794 г. в Беларуси и Литве, которая выступала за революционные социально-политические преобразования (Я.Ясинский)
Наивысшая литовская рада – самостоятельный орган управления восстанием.
«Пражская резня» - штурм предместья Варшавы Праги российской армией вошел в историю как «пражская резня». В ходе его погибли тысячи мирных жителей и около 10 тыс. повстанцев.
• Показать на карте места боевых действий повстанцев. (Краков, Вильно, битва под Крупчицами (под Кобрином), под Мацеёвицами(недалеко от Варшавы), Прага (предместье Варшавы), Варшава)
- Объясните, в чем заключается смысл лозунга восстания: «Свобода, целостность, независимость». (Восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., восстановление суверенитета Речи Посполитой, восстановление Конституции 3 мая 1791 г.). Сравните этот лозунг с лозунгом Французской революции XVIII в. «Свобода, Равенство и Братство» («Свобода»- это свобода слова, вероисповедания, печати и собраний; «Равенство»- утрата дворянством и духовенством своих особых привилегий, равенство всех граждан перед законом; «Братство» -чувство единства и близости людей).
- Кто руководил отрядами повстанцев? (Называют: Якуб Ясинский, Михал Клеофас Огинский, Стефан Грабовский, Кароль Сераковский, Томаш Вовжецкий и сверяют со слайдом)
- Кто такие «виленские якобинцы»? (Ист.спр., с148)
- Докажите, что характер восстания определяется как национально – освободительный и буржуазно – демократический. (В восстании принимали участие шляхтичи, духовенство, мещане, встречались косинеры, т.е. все слои населения. Оно было направлено в первую очередь на восстановление суверенитета Речи Посполитой. В «Акте восстания народа литовского» содержались требования не только свободы, но и гражданского равенства. Независимость Польши была важным условием быстрого развития в стране капиталистических отношений, быстрого завершения процесса образования буржуазной нации).
- Можно ли охарактеризовать участников восстания под руководством Т.Костюшко, среди которых были шляхтичи, духовенство, мещане, косинеры, и его самого как патриотов? Свой ответ объясните. (Да, так как участники восстания боролись за независимость своей страны, против российского влияния, за проведение реформ, которые позволяли преодолеть политический кризис Речи Посполитой, вывести страну на путь буржуазного развития)
- А теперь вернемся к проблемному вопросу: Почему восстание, которое готовилось на протяжении 1793-начала 1794г., потерпело поражение? (не поддержала основная масса крестьян, горожан; стремление шляхты не допустить широкого выступления городских низов и крестьян; главный документ восстания Поланецкий универсал не отменял крепостное право, невыполнение распоряжений Т.Костюшко, предательство среди его сторонников) или (оно не было поддержано большинством населения, не желавшим бороться за сохранение старых порядков времен Речи Посполитой, восставшие не имели соответствующей военной подготовки и вооружения, кроме этого, не было принято существенных мер по улучшению положения крестьянства и мещан и т. д.)
Причины восстания Цель восстания Ход восстания Руководители
восстания Итоги и последствия Причины
поражения
Разделы РП
Присутствие российских войск;
Зависимость от иностранных государств
Восстановление РП в границах 1772 г.;
сохранение государственной самостоятельности, избавление от влияния зарубежных стран
(полный суверенитет) Речи
Посполитой, возврат Конституции 3 мая 1791г.
24 марта - начало восстания в Кракове, провозглашение «Акта восстания».
23 апреля - восстание в
Вильно.
24 апреля –
создание Наивысшей литовской рады.
7 мая – провозглашение Поланецкого универсала
17 сентября – битва под Крупчицами.
10 октября – битва под Мацеёвицами.
4 ноября – «пражская резня».
6 ноября – капитуляция Варшавы Т. Костюшко
Я. Ясинский
М.К. Огинский
С. Грабовский
К. Сераковский
Т.Вавжецкий Поражение
восстания,
третий раздел
Речи Посполитой
1795 г. не поддержала основная масса крестьян, горожан; стремление шляхты не допустить широкого выступления городских низов и крестьян; главный документ восстания Поланецкий универсал не отменял крепостное право, невыполнение распоряжений Т.Костюшко, предательство среди его сторонников
- Сейчас предлагаю прослушать музыкальное произведение. Назовите его. Кто автор? (Звучит полонез Огинского “Прощание с Родиной»)
Как вы думаете, что символизирует название прославленного полонеза Михала Клеофаса Огинского? Почему по-немецки его называют «полонезом смерти»? (Многие прощались с Речью Посполитой, отдавая за нее жизнь, многие вынуждены эмигрировать. А те, что остались, также теряли свою бывшую Родину. Речь Посполитая доживала последние месяцы)
- 24 октября 1795 году состоялся Третий раздел Речи Посполитой, инициатором которого стала Австрия. Договор об окончательной ликвидации этой страны подписали Россия, Пруссия и Австрия. Обратитесь к карте в учебнике на с.150 и назовите территории, которые получили данные государства в соответствии с Третьим разделом Речи Посполитой.
В чем, по вашему мнению, заключались причины гибели Речи Посполитой? (Особенности политического развития Речи Посполитой: «золотые шляхетские вольности», свободные выборы короля, право «либерум вето», а также многочисленные войны, национально-освободительные выступления украинского и белорусского народов, привели ее к политическому и социально-экономическому ослаблению. Кроме этого, ослаблению Речи Посполитой способствовали постоянные конфликты между магнатско-шляхетскими группировками. Политически и экономически ослабленная Речь Посполитая постепенно теряла свое международное значение. Несмотря на то, что с 60-х годов XVIII века наиболее дальновидные круги Речи Посполитой предпринимали попытки государственно-политических реформ, это не помогло оздоровлению государственной жизни. Таким положением воспользовались более сильные соседи – Пруссия, Россия и Австрия, осуществившие в период с 1772 по 1795 годы разделы Речи Посполитой, в результате которых некогда могучее государство перестало существовать).
IV. Рефлексивно – оценочный этап
Предлагаю выполнить тест. На его выполнение отводится 3 минуты.
1. Восстание 1794 г. берет свое начало от провозглашения:
а) Виленского акта; б) Краковского акта; в) Поланецкого универсала.
2. Главные цели восстания 1794 г. в Беларуси и Речи Посполитой:
а) сохранение государственной самостоятельности Речи Посполитой, избавление от влияния зарубежных стран; б) восстановление ее в границах 1772 г.; в) возврат Конституции 3 мая 1791г.; г) война с Турцией; д) территориальные захваты.
3. Итоги восстания 1794 г.:
а) закончилось поражением; б) начало разделов Речи Посполитой; в) продолжение территориальных захватов Россией, Австрией, Пруссией; г) отменено крепостное право в Речи Посполитой.
4. 1772 г., 1793г., 1795 г.- это …
5.О ком идет речь?
А) Дипломат, композитор. Представитель древнего магнатского рода. Участник национально-освободительного восстания. Его усадьбу называют «Северными Афинами». Ему приписывается авторство музыки песни, которая стала польским национальным гимном. Им написан знаменитый полонез. ____________
Б) Белорус по происхождению, военный и политический деятель, поэт, один из руководителей крупного восстания XVIII века в Речи Посполитой, представлял «якобинское» течение в восстании; сторонник революции во Франции; погиб во время обороны предместья Варшавы.________
Ответы: 1)б; 2)а, б, в; 3)а,в; 4)три раздела Речи Посполитой; 5) А)Михал Клеофас Огинский; Б) Якуб Ясинский
Самопроверка итогов выполнения теста.
Проверьте результаты выполнения теста по ключу.
Анализ выполнения теста. Кто выполнил тест без ошибок, поднимите руки. Какое задание тебе, …, не удалось выполнить правильно? Решить проблему сможете при выполнении домашнего задания.
V. Информация о домашнем задании
Домашнее задание:
§ 25, выполнить задания №6-8 в рабочей тетради.
Подготовить сообщения на выбор (по желанию):
- Деятельность Жана Жилибера по изучению флоры белорусско-литовских земель.
- Адам Нарушевич – организатор исторической науки в Речи Посполитой
- Мартин Почобут-Одляницкий –всемирно известный астроном.
- Смогли ли мы достичь цели, определённой в начале урока при изучении восстания 1794 г. в Беларуси?
Комментирование и выставление отметок.